Экономические итоги марта: пока никакого "роста"

Во вторник Росстат опубликовал ежемесячный отчет о состоянии экономики, по итогам марта месяца (смотреть здесь). Из него не следует подтверждения разглагольствованиям чиновников о том, что "в стране возобновился рост". Давайте традиционно поподробнее проанализируем, что там происходит.

Пару слов о переподчинении Росстата Минэкономразвития

Как известно, после ужасной для правительства февральской статистики новый министр экономики Орешкин адово ругался на Росстат и потребовал переподчинить это ведомство себе, что и было скоропалительно сделано.

Я никогда не был поклонником Росстата и часто критиковал его за абсолютно неадекватную методологию - например, по части расчета инфляции. Однако подчинить Росстат МЭР - худшее решение, так как по сути в этой ситуации независимый мониторинг экономических данных уничтожается: МЭР напрямую заинтересовано данные приукрашивать, от этого зависит эффективность работы министерства. Кстати говоря, ровно по этой же причине в 2004 году, когда все же система не была еще такой дремучей и волюнтаристской как сейчас, Росстату буквально спустя пару месяцев после аналогичной глупой попытки передать его в ведение МЭР вернули независимый статус - поняли, что это и рушит внутреннюю систему сдержек и противовесов и, в том числе, противоречит международным стандартам независимости статистических агентств (российскую статистику в мире будут воспринимать с большим недоверием, если не будет независимого статистического ведомства).

Не думаю, что уже на текущих публикациях эта ситуация успела сказаться - хотя мартовские данные по ряду позиций чуть лучше, чем раньше, тем не менее, ситуация остается плохой, и все что падало продолжает падать.

Основное отличие марта от февраля: ссылки на "високосный год" уже не прокатят

Когда месяц назад вышли провальные февральские данные, то многие правительственные оптимисты (ну вот тот же Орешкин) начали сразу вопить, что все проблемы из-за високосного 2016 года, с которым идет сравнение, потому что тогда был лишний день, и выпуск продукции и доходы в этом году были меньше в основном из-за этого. Но реалисты уже тогда говорили: дело вовсе не только в високосном годе.

Март подтвердил позицию реалистов: хотя в первом весеннем месяце нет уже ничего високосного, тем не менее, ключевые показатели все равно в отрицательной зоне. Чуть подробнее об этом.

Главная проблема: потребительский спрос продолжает снижаться

Очевидная главная причина кризиса последних лет - затяжное падение потребительского спроса, какого не было со времен распада СССР (во время дефолта-1998 падение покупательной способности населения было коротким, кроме того, большинство сбережений было в валюте и их покупательная способность даже выросла). В прошлом обзоре февральской статистики мы говорили об этом.

Свежие данные дали повод правительственным экономистам для новых радостных реляций: падение оборота розничной торговли резко замедлилось, всего до 0,4% год к году (март-2017 к марту-2016). Однако на самом деле хотя падение и стало минимальным, тем не менее, падение есть падение и оно продолжается, ни о каком росте пока речи нет. Вот это хорошо видно на приводимом в отчете Росстата графике:


Откуда взяться росту торговых оборотов - не очень понятно. Реальные доходы населения продолжают падать (см чуть ниже), люди перекредитованы - вот "Ведомости" написали о том, что больше половины новых потребительских кредитов люди тратят на погашение кредитов старых, и эта доля все время растет (на потребление остается все меньше).

Я, честно, не понимаю откуда все эти разговоры что у населения вдруг возьмутся какие-то дополнительные деньги на увеличение потребления - я этого не вижу.

Доходы населения по-прежнему падают

Тезис о том, что с деньгами у населения плоховато, подтверждает и Росстат. В марте, согласно его данным, реальные располагаемые доходы населения упали на 2,5%, а по итогам первого квартала в целом - на 0,2%.

Это очень важная цифра - минус 0,2%, потому что в январе реальные доходы выросли аж на 8% в связи с единовременной доплатой к пенсии. Я еще в январе говорил, что пенсионная доплата быстро будет съедена другими факторами и интегральная картина доходов населения быстро уйдет в отрицательную зону. Так и получается.

Вот общий график Росстата по динамике доходов населения, из которого видно, что кривая так или иначе все равно идет вы понимаете в какую сторону:


Отдельный разговор - о зарплатах. Честно говоря, нет никаких реальных данных о существенном росте зарплат в целом по стране. Тем не менее, Росстат постоянно рапортует о бодром росте зарплат в последние месяцы. Эту тему нужно будет отдельно перепроверить (и мы это сделаем в ближайшее время), так как целый ряд данных опровергают сведения Росстата о росте зарплат - например, здесь говорилось, как у крупнейшего автопроизводителя АвтоВАЗа в прошлом году фонд оплаты труда снизился на 13,5%, что никак не подтверждает данные Росстата о росте зарплат на обрабатывающих производствах, а недавние данные ПФР о динамике фонда оплаты труда в целом по стране в 2016 году показывают, что реальные зарплаты в 2016, вопреки данным Росстата, не могли вырасти - при этом данные ПФР более точные, так как за неуплату предприятиями страховых взносов в ПФР могут наступить реальные санкции, тогда как за неточные отчеты в Росстат - никаких.

Тем не менее, даже если сомневаться в Росстатовских данных о росте реальных зарплат, то не больно-то они и растут: всего 1,5% в марте, против отрапортованных 2-3% в ноябре-январе, то есть в феврале-марте "рост зарплат" (допустим что он есть) ослаб.

Вывод: откуда деньги у населения возьмутся во всей этой ситуации, чтобы обеспечить рост спроса на продукцию - непонятно. Может, вы знаете.

Промышленность

Чуть лучше января, но довольно скромно - рост промышленного производства 0,8% в марте и 0,1% за первый квартал (февральское падение сильно потянуло вниз), в обрабатывающей промышленности - плюс 1% в марте и минус 0,8% в целом за первый квартал. Как я уже подчеркивал, я считаю опережающий рост в обрабатывающей промышленности фальстартом, так как реального спроса на эту продукцию нет (на экспортных рынках продукция нашей обрабатывающей промышленности за редкими исключениями не востребована).

Характерно, что в добывающей промышленности, после такого довольно уверенного роста прошлого года (стабильно выше 1%), рост вышел-таки в ноль: 0,0% и 0,2% в феврале и марте соответственно. Ключевую роль сыграло выполнение Россией соглашения с ОПЕК, и тут мы находимся между молотом и наковальней: если перестанем его исполнять, то мировые цены на нефть обрушатся и точно никакого роста экономики не будет, а если продолжим - то уйдем в отрицательную зону по добыче полезных ископаемых, что также на показателях роста скажется плохо.

Краткий вывод

Хотя мартовские данные для правительства выглядят получше чем предшествующие месяцы, тем не менее, ни о каком "переломе тренда" и "переходе к росту" пока говорить не приходится - см приведенные выше графики Росстата по динамике потребительского спроса и доходов населения. Да, динамика чуть выровнялась, но она все равно в отрицательной зоне пока. Разговоры о "переходе России к росту" преждевременные и есть много факторов риска.

Популярные сообщения из этого блога

Убийство Немцова: так и не расследовано

"Интересы города" против интересов москвичей?

Расследование убийства Немцова: чеченская версия трещит по швам